Китайская ассоциация авиаперевозчиков резко критикует планы Евросоюза включить авиаотрасль в глобальную систему торговли квотами на выбросы парниковых газов и вредных веществ в атмосферу (Emissions Trading Scheme — ETS). Согласно предварительным расчетам, в первый год действия этой системы китайские авиакомпании потратят примерно 800 млн юаней (123 млн долл.), а к 2020 г. затраты утроятся. Кроме того, страна предупреждает, что может начать ответные действия против европейского авиастроителя Airbus и европейских авиакомпаний, выполняющих рейсы в Китай.
Напомним, что Евросоюз уже принял решение с 2012 г. включить всех авиаперевозчиков, выполняющих рейсы в Европу, в европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Глава китайской ассоциации воздушного транспорта Чай Хайбо назвал план ЕС необоснованным и незаконным. Он полагает, что Европа должна регулировать ETS, чтобы отразить различия между богатыми и бедными странами.
Airbus еще в мае направил в ЕС письмо с предупреждением о том, что включение авиаотрасли в глобальную систему торговли квотами на вредные выбросы в атмосферу может привести к ответным негативным действиям со стороны Китая. "Очевидно, такой шаг повысит расходы авиакомпаний, которые и так борются за сокращение издержек в условиях повышающихся цен на топливо", — говорится в заявлении авиастроителя.
Старший вице-президент China Southern Airlines Чжао Сяо Сун уверен, что включение авиаотрасли в глобальную систему торговли квотами приведет к увеличению тарифов, а это негативно скажется на туристическом потоке из Азии в Европу.
Некоторые европейские страны (в частности, Франция, Германия и Великобритания) пытаются найти компромисс с Китаем и предлагают освободить часть авиакомпаний от уплаты за лишние выбросы. Но лишь те, которые смогут доказать, что предпринимают эквивалентные шаги по сокращению выбросов от авиации. По словам представителя Еврокомиссии Исаака Валеро, ЕС готова рассмотреть такую возможность, но Китай пока не предоставил данные для анализа ситуации по работе над сокращением выбросов парниковых газов и вредных веществ в атмосферу в стране.
Исполнительный директор Lufthansa Кристоф Франц заявил, что предупрежден о возможности ответных мер со стороны Китая. По его мнению, если они будут введены, то это обойдется компании в несколько сотен миллионов евро. Франц призывает Евросоюз пересмотреть схему и отложить принятие окончательного решения.
С просьбой пересмотреть включение авиаотрасли в европейскую систему ETS выступил и глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни. По его мнению, число стран, недовольных действиями ЕС, постоянно растет. Наиболее активно выражает свою негативную позицию Китай. "Мы должны избежать возмездия, потому что риск возмездия для Европы, которая сейчас находится в режиме посткризисного выживания, будет смертельным", — сказал он. — Несогласованные и карательные меры на региональных рынках искажают и подрывают мировые усилия по сокращению выбросов. По предварительным расчетам, в результате действия ETS Европа получит 1,5 млрд долл. наличными, но это никак не сможет отразить реальную ситуацию по сокращению вредных выбросов в атмосферу".
Тем не менее Европейская ассоциация низкотарифных перевозчиков (среди членов которой ЕasyJet и Ryanair) уверена, что ETS является справедливым способом борьбы с выбросами парниковых газов в атмосферу и даже поддерживает введение национальных "зеленых" налогов.
http://www.ato.ru