В РОССИИ НЕ ХВАТАЕТ ПИЛОТОВ

03.03.2008

Как пишут «Новые Известия», эти авиаперевозчики пытаются решить проблему острой нехватки кадров. По предварительным подсчетам, уже через несколько лет самолеты в нашей стране будет некому пилотировать. Ежегодно из авиакомпаний уходят по 500 летчиков, а учебные заведения выпускают чуть более 200 специалистов, то есть о смене говорить не приходится. В итоге компании-перевозчики сами начинают думать, как выжить: то ли учить управлять самолетами штурманов и бортинженеров, то ли разрешать пожилым пилотам переучиваться для работы на иностранной технике. Кстати, средний возраст летчика гражданской авиации в России сегодня предпенсионный - 50 лет.

Нехватку пилотов гражданской авиации Минтранс России официально признал еще два года назад. «Если и дальше сохранится тенденция сокращения числа пилотов, то к 2008-2010 годам Россия может ощутить острую нехватку пилотов гражданской авиации», - отметил тогда замминистра транспорта РФ Сергей Аристов. Кризис кадров начал нарастать в 90-е годы. «В то время летные учебные заведения сильно сократили число выпускников-пилотов, - рассказал президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. - Когда развалился СССР, был избыток пилотов - объем авиаперевозок резко сократился, и многие летчики остались без работы. В авиакомпании также активно шли работать военные летчики, пилоты из стран СНГ». Однако притока молодых кадров не было, а все работающие пилоты постарели на 15 лет. «Сейчас средний возраст пилотов предпенсионный - 45-50 лет».

«Российская авиационная школа пользуется заслуженным авторитетом во всем мире, но сейчас государственная система обучения летных кадров не справляется со своими функциями в полной мере», - сообщила Ирина Данненберг. В 2006 году, по словам замминистра транспорта РФ Бориса Короля, летными учебными заведениями было выпущено около 200 пилотов. «Выпускников со специальностью летная эксплуатация воздушных судов готовят в России в трех обычных училищах - Сасовском, Бугурусланском и Краснокутском, а также в Санкт-Петербургском университете и Ульяновском высшем училище», - поделился с президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. Пилоты вспоминают, что раньше специалистов выпускали шесть заведений, и каждое - по 500 человек в год. «Сейчас мы просим, пока не поздно, принять 700 человек, а в 2009-м - 750», - сообщил на совете гендиректор «Аэрофлота».

Но просто увеличить набор нельзя. Проблема в том, какой багаж знаний и опыта получат выпускники.

Оставляет желать лучшего и техника. «Сейчас курсантов учат на Як-18, Як-40, но это все одномоторные машины, - говорит эксперт по авиационной безопасности. - По стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) выпускной полет курсант должен совершить на двухдвигательном самолете. Но в средних летных учебных заведениях такой машины нет.

В Минтрансе России заявляют, что разработан комплекс мер по кадровому обеспечению гражданской авиации. И кое-что уже выполняется. В прошлом году в Ульяновском училище был увеличен учебный налет с 60 часов до 150, появились новые тренажеры. В планах ремонт взлетно-посадочной полосы и инженерных коммуникаций учебного аэродрома и повышение зарплат преподавателям и инструкторам. Однако эта модернизация связана в первую очередь с планами Минтранса открыть на базе Ульяновского училища центр по переподготовке летчиков для полетов на современных самолетах. Выпуская молодых специалистов, ставку будут делать на Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. К нему присоединятся в качестве филиалов Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации и Бугурусланское летное училище. А на днях стало известно, что летный филиал университета будет создан в Казани.

За российским рынком авиаперевозок тем временем внимательно наблюдают иностранные авиакомпании. «К нам активно просится немецкая Lufthansa, - рассказал командир Boeing-767. - Хочет основать свои базы в удаленных регионах, понимая, что потенциал авиаперевозок в России очень велик». Сейчас в Германии будущих летчиков даже обучают русскому языку. Но пока немцам путь в Россию заказан.