Поможет ли инициатива ФАС снизить цены на авиабилеты

29.03.2006

Введение топливного сбора стало необходимостью для многих авиакомпаний мира в связи с ростом цен на нефть, начавшимся в 2004 году. Однако, европейские компании, к примеру, стараются удерживать его примерно на одном уровне, а некоторые даже снижают (вводя эффективные системы энергосбережения).

Федеральная антимонопольная служба начала проверку топливозаправочных компаний российских аэропортов. Компании-монополисты, продающие топливо в аэропортах, диктуют цены авиаперевозчикам, утверждают чиновники. Альтернативные поставщики лишены возможности выйти на рынок, что ограничивает конкуренцию на рынке обеспечения топливом авиакомпаний в аэропортах и ущемляет интересы авиакомпаний.

Антимонопольной службе стало известно, что топливные компании отказываются принимать на хранение топливо, которое компании авиаперевозок закупают у сторонних фирм, таким образом, они заставляют авиакомпании закупать топливо только у себя, как правило, по более высокой цене.

По словам директора пресс-службы "Трансаэро" Семена Быхало, "если бы у авиакомпаний была возможность выбора среди продавцов топлива, то это оказало бы отрезвляющее действие на рынок авиаперевозок, и цены, безусловно, пошли бы вниз. Но на данный момент рыночных инструментов воздействия здесь нет - конкуренция, по сути, во многих аэропортах отсутствует".

Собранные материалы о работе топливных компаний позволили ФАС начать проверку рынка. По мнению ФАС, при наличии технических возможностей аэропорты должны "заключать с перевозчиками договоры на хранение топлива независимо от его происхождения".

Однако, эксперты сомневаются в эффективности последней инициативы ФАС. "В аэропортах имеет место такая ситуация, из которой вытекает естественная монополия заправочных компаний в аэропортах: обычно есть нефтехранилище, топливо в котором принадлежит одной компании. Она же осуществляет заправку самолетов с помощью специального оборудования, например, заправочных машин", - отмечает ведущий эксперт ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности" Олег Пантелеев, по его мнению, регулирование государством цен на авиатопливо может происходить по другим каналам.