Общие итоги деятельности воздушного транспорта России в 2005 году (из доклада руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Юрчика А.А. на Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации 6 мар

09.03.2006

По итогам 2005 года авиакомпаниями суммарно обеспечен рост доходов на 10% по отношению к доходам прошлого года. Вместе с тем, за 2005 год допущен опережающий рост расходов авиакомпаний над доходами, что в основном связано, с темпами роста цен на авиатопливо, удельный вес которого в себестоимости составил около 40%.

Рост цен на топливо естественно не мог не сказаться на росте авиатарифов. Впервые за последние несколько лет годовой темп роста авиатарифа, превысил индекс инфляции в целом по стране.

Такое соотношение по темпам роста доходов и расходов привело в итоге к снижению суммарной прибыли относительно уровня 2004 года. В целом всеми авиаперевозчиками по оперативным данным получено прибыли почти в 2 раза ниже прошлогоднего уровня.

К сожалению, второй год подряд снижаются объемы авиаперевозок в грузовом сегменте рынка авиаперевозок. В 2005 году перевезено грузов на 3,7% меньше, чем в 2004 году. Утраченным позициям российских авиакомпаний по авиаперевозке из Китая так и не нашлось назначенной компенсации.

По его словам, анализ состояния дел на рынке грузовых авиаперевозок показал, что "имеет место его зависимость от импорта товаров и таможенных сборов, а также неразвитость авиаперевозок внутри страны, кроме того, состояние парка воздушных судов и наземной инфраструктуры не соответствуют потребностям рынка грузовых авиаперевозок".

Он также сообщил, что всего в 2005 году на рынке авиаперевозок работали 185 авиакомпаний, которые эксплуатировали 2,5 тысячи воздушных судов (в России зарегистрировано 5,5 тысяч воздушных судов).

Пассажирооборот вырос к уровню прошлого года на 3,4%, объем авиаперевозок пассажиров - на 3,9%. Рост объема перевозок отмечен как на внутренних авиалиниях, так и на международных.

В то же время, объем перевозок на местных воздушных линиях в 2005 году остался на уровне 2004 года, указал он.

"Основная доля пассажирского рынка по-прежнему приходится на небольшое количество крупных авиаперевозчиков. Четыре авиакомпании - Аэрофлот, Сибирь, Красноярские авиалинии и Пулково - выполняют 50% от всего объема авиаперевозок гражданской авиации, 80% объема выполняется 15 авиакомпаниями", - добавил Юрчик.